06:34 Сказка из деревни не ушла | |
Коромысло, лопатка, кирка Коромысло (коромысел) – валялось в пыли в заброшенном, точнее в обворованном бесхозном доме. Оно было столь совершенно в своей изогнутости, что привлекало внимание своей красотой. Крашеное, в центре дуги(снизу) оно было вытерто о чьи-то плечи. Чьи же это плечи? Конечно, крестьянские. И имена известны этих плечей. Под коромыслом ходил к журавлю мужик Георгий и баба его – Зоя. От дома Георгия в двухстах метрах и колодец – журавль, им же сделанный. Недавно его шею переломил ураганный ветер. Колодец засыпан задолго до перелома шеи журавля, так как прогнил, и стал рушиться его сруб. Такова краткая биография упомянутых героев: были, трудились, умерли. Но коромысло продолжает жить. Смотришь на него и представляешь, как ствол дерева мочили в воде, как размягченное его сгибали, как стягивали концы верёвками, сушили. Затем форму строгали, шлифовали, красили. И вот оно коромысло – коромысел, приспособление для переноса вёдер с водой, ушатов с бельём, корзин с грузом чего-то… Ныне этот старинный предмет, символ деревни валяется в пыли. Но, мы его подберём, ополоснём от пыли, обсушим на солнце и отнесём в сарайчик – музей земледельца на памятнике карельской деревне. Оно нас ещё отблагодарит своими сказками… В подклети дома Георгия и Зои была найдена лопата, вся деревянная с узкой лопастью, типа весла, а рядом с ней лопатка меньше, тоже деревянная. Обе перемазаны в каком-то серебряном порошке. Отмыты обе. Под порошком открылся красивый рисунок дерева из извилистых годовых колец. Что это за лопатки? Одна, побольше, была для хлебных ковриг, что выпекались в русских печах. Другая была для переворачивания блинов на сковороде в русской печке. На помойке возле дома валялась кирка, сделанная местными кузнецами. Все найденные предметы были принесены в музей земледельца, и не напрасно. Они стали рассказывать о себе дивные сказки школьникам местной школы. Ребята прикасались к ним своими ладошками и слушали, слушали, слушали… Коромысло рассказало о своих приключениях, лопатки о душистых караваях и блинах, а кирка - о тяжких трудах Георгия на старицких каменоломнях. «Начал», как говорили в старину, положило коромысло. Его в деревне сделал молодой Георгий из осины. Прослужило ему коромысло несколько десятков лет, и много повидало на своём веку. Благодарность Раз пришли они с Георгием поутру к колодцу-журавлю, а возле него сидит матёрый волк и горько плачет. Одна лапа у него в крови. Струхнул было Георгий и хотел коромыслом волка ударить, а коромысло, вдруг, стало мягким, как верёвка. Разглядел Георгий волчьи слёзы, лапу в крови и пожалел зверя. На коромысле были два больших ушата, в которых для бани воду носили. В один ушат крестьянин волка посадил, в другой воды студёной набрал для равновеса. Понёс эти ноши к избе, согнувшись в три погибели. Когда шёл к дому, вспомнил, что коромысло, когда он замахнулся на волка, мягким стало, а теперь на плечах оно твёрдое, как всегда. Подумал: видать дерево зверя пожалело, не ударило его…, ну а если дерево столь жалостливо, то и хозяйка, моя Зоя, зверя пожалеет. .. Так и вышло. Зоя лапу волка промыла зверобоем, завязала крестьянским платком. Покормила волка щами с бараниной. Уложили зверя на соломе в сенях. Пожил он в избе, и как рана на его лапе зажила, запросился на волю (выть жалостно стал). Отпустили. А через год, когда Георгий ехал зимой на санях через лес, напала на него стая волков. Напала странно, сначала молча перегородив зимнюю дорогу. Волчий вожак приблизился к саням, принюхиваясь к седоку, и тут же стая расступилась, освободив дорогу… Ни жив, ни мёртв сидел в санях бледный Георгий и только шептал: «Господи помилуй, Господи помилуй…Господи помилуй…» Не веря, что жив, рванул за уздцы гнедого, помчались сани, как бешеные, но за санями никто и не гнался. Уже дома, рассказав о случившемся Зоиньке, поняли, что вожак стаи был их раненный волк – постоялец, которого лечили в доме в прошлом году… Дети смотрели на коромысло, затаив дыхание, просили ещё сказок. Но, коромысло ответило, что много сказок детям вредно слушать, чтобы не пропала у них охота в школу ходить, что другую сказку расскажет в следующий раз. Уходили дети из музея земледельца нехотя. В нём оставались герои многих других сказок: лопатки, кирка, чугуны, кувшины, крестьянский сапог-скороход, но уж это в следующий раз, на другой экскурсии в музей земледельца. Хлеб на поду, лопатка в ходу На следующей экскурсии ребята подошли к деревянной лопатке и спросили её, кем она работала в избе и как на свет появилась. - Посчитайте мои года по кольцам на лопасти. Насчитаете пятьдесят годов; это когда спилили для меня дерево. Сначала топором, потом ножом, придали боковому суку форму лопаты, ручку и лопасть отшлифовали, чтобы не занозила руки. Стала я работать у русской печки, подносить в горнило печки на горячий под тесто и вынимать испеченную ковригу хлеба. Работала так тридцать лет. А потом хлеб стали делать на фабрике в виде буханок, булок, батонов, саек, и я перестала быть нужной. Спрятали меня в подклеть. Пролежала там я десять лет, вот и считайте, что мне уже сорок лет. Стало быть, родилась я в конце двадцатого века. - А что помнишь ты, лопаточка, особенного в своей жизни? - Помню, детушки, как пришли в нашу деревню погорельцы зимой, как хозяева поселили их у себя в избе. Приодели их, кормили до лета, а потом они стали жить в землянке и рубить себе избу. - Что же особенного в этом? И мы пожалели ли бы погорельцев. - А то, что ковриги хлеба тогда в печи выпекались огромные, с тележное колесо, и мне их достать через устье горнила было невозможно. Тогда хозяйка подталкивала их к устью кочергой. Хозяин распиливал ковригу ножовкой пополам и вынимал её по половинке. Ели её две семьи, моя и погорельцев две недели. Тогда я отдыхала, стоя справа у русской печки… Слушала, как молятся в Красном углу хозяева и погорельцы и благодарят Бога за такие большие ковриги. Ни у кого в деревне таких ковриг не выпекалось, у всех так себе, маленькие, невидные… - А от чего так, лопаточка, объясни нам. - Думаю от того, что только мои хозяева пустили в свой дом погрельцев, остальные деревенские отказали им. Вот, за доброту моих хозяев Бог и дарил им такие ковриги с тележное колесо. Зло, как и добро, к человеку возвращаются, ребята. Кирка – труженица - А это что за железяка на деревянной ручке, да ржавая такая, будто ей 100 лет, на клюв птицы похожая? Подошли ребята к кирке, погладили её ладошками, кирка им и говорит: - Не простая я железяка, а ударный ручной инструмент. С моей помощью разбивали твёрдые грунты, а в шахтах и рудниках – горные породы, а также ломали стены, кололи лёд. Георгий работал вместе со мной на старицких каменоломнях. Тогда мы добывали с ним известняк – «старицкий мрамор». Было это лет двести тому назад. Плиты из старицкого мрамора украшают стены Богоявленской церкви в селе Никольское. Георгий был тогда крепостным крестьянином помещика Н.В.Зиновьева и приходился прапрадедом недавно умершего Георгия, мужа Зои. Прадедовскую кирку этот Георгий берёг, не выбрасывал. За двести лет «клюв» её заржавел, а ручку обновляли. От старицких каменоломен остались ныне лабиринты пещер, которые вы, ребята, можете посетить вместе со своими учителями. Вот такие истории хранят коромысло, лопатка и кирка ныне в музее земледельца на памятнике карельской деревне. Рисунок Марии Ореликовой | |
|
Всего комментариев: 0 | |